Международный научный журнал

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ

в отраслях и сферах

Понедельник, 29 октября 2018 10:00

Формирование сферы государственных услуг в ходе административной реформы

«Формирование сферы государственных услуг
в ходе административной реформы»


Канцеров Рашид Александрович

 


Директор Института экономики и управления Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии, кандидат экономических наук, профессор.

 
По уровню организации предоставления государственных услуг Россия находится на одном уровне со странами, намного уступающими ей в экономическом развитии. Услуга - это вид деятельности, работы, в процессе выполнения которой не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности.
 
Государственные услуги являются одним из инструментов государственного регулирования экономики. Объединяя в себе такие средства регулирования рыночных отношений как разрешение совершения определенных действий (например, регистрация прав собственности); регистрация определенных действий; предоставление прав на пользование земельными участками и т. д., государственные услуги до сих пор не получили теоретико-правового обоснования, как правовая категория.
В России на протяжении нескольких лет проводится административная реформа, одним из приоритетных направлений которой является повышение качества и доступности государственных услуг.

Вступивший в действие с начала 2009 года, ранее неоднократно откладывавшийся, Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» окончательно предопределил, что основные сегменты социального обустройства общества, т.е. образование, здравоохранение, строительство жилья и, для значительной части муниципальных образований, сельское хозяйство, непосредственно входят в круг вопросов местного значения[1]. Но соответствующей переориентации в уровнях компетенции принятия управленческих решений в области использования соответствующих ресурсов не произошло, что привело к острому противоречию между совокупными полномочиями органов местного самоуправления и их реальными финансовыми возможностями.

На этом фоне был принят федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», реализация, основного содержания которого должна создать системные предпосылки модернизации отношений между гражданами, юридическими лицами и властью. По сути дела, речь идет о формировании нового социально-экономического пространства, в котором сфера государственных услуг выполняет важную функциональную роль.

Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 направлен на регулирование отношений, которые возникают в процессе оказания государственных и муниципальных услуг в связи с осуществлением исполнительно-распорядительных полномочий; на всех уровнях власти. То есть, федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; а также местными администрациями[2].

Таким образом, оказание рассматриваемых услуг становится компонентом государственной деятельности и, соответственно, повышение их качества и содержания становится одним из направлений развития государственного управления.

В 2008 году была разработана Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 г. № 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г.».

Под электронным правительством понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов[3].

В соответствии с Концепцией целями формирования в Российской Федерации электронного правительства являются следующие:

-                   повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

-  повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;

- повышение качества административно-управленческих процессов;
 
- совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности деятельности органов государственной власти и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности электронного правительства при его функционировании[4].


Весь процесс создания электронных государственных услуг можно разделить на три основных этапа:

- административные реформы;

-  методологическая часть, связанная с выделением и формализацией электронных услуг;

- технологическое воплощение.

Приступить к формированию электронного правительства в Российской Федерации стало возможным благодаря достигнутому за последние два десятилетия уровню использования информационных технологий в повседневной жизни, в медицине, здравоохранении, образовании и науке, а также деятельности органов власти всех уровней.
Так, по уровню распространения персональных компьютеров среди населения и доступности сети Интернет Россия стремительно сокращает отставание от развитых стран. Повышается уровень компьютерной грамотности. Наряду с этим, высокими темпами развивается электронный бизнес и электронная коммерция. Информационно-коммуникационные технологии все шире используются в повседневной жизни, в медицине, здравоохранении, образовании и науке.
Электронное правительство - способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

В международной практике уже накоплен достаточный опыт (как положительный, так и отрицательный) по разработке и реализации этапов и проектов создания архитектуры электронного правительства. В большинстве передовых стран мира, таких, как, например, Канада, Корея, Малайзия, Сингапур, США, разработаны и реализуются стратегии или комплексные программы информационного развития как общества в целом, так и отдельных сфер деятельности. Сегодня не существует никакого единого шаблона, который мог бы отвечать всем условиям и решениям задачи формирования электронного правительства[5].

Россия еще не прошла весь путь развития электронных услуг. Однако большое количество нормативно-правовых актов по данному вопросу,  заинтересованность  ведущих  политиков,  наличие  постоянного прогресса как в организации и предоставлении самих электронных государственных услуг, так и в совершенствовании информационных ресурсов (сайтов) органов государственной власти, а также рост числа граждан, зарегистрированных на едином портале предоставления государственных услуг – все это говорит о том, что процесс организации и предоставления электронных услуг развивается и совершенствуется. Однако если сравнить Россию с ведущими европейскими государствами в данной области, следует отметить, что Россия значительно отстает. На текущий момент, анализируя ситуацию можно сказать, что нам есть куда развиваться как в количественном (распространение электронных услуг и увеличение числа пользователей) так и в качественном плане.

Основная цель внедрения электронных государственных услуг в соответствии с Концепцией Административной реформы в РФ в 2006-2010 заключается в повышении качества и доступности государственных услуг; повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти[6]. Основные мероприятия  административной  реформы, которые должны были быть реализованы в 2006 - 2010 годах в основном носят подготовительный характер к внедрению электронных государственных услуг. Деятельность на данном этапе направлена на стандартизацию и регламентацию, а  также  на  формирование необходимых  ресурсов и пробные варианты предоставления новых сервисов. Соответственно и мероприятия административной реформы, сформулированы так, чтобы решить поставленные задачи и также носят подготовительный, обеспечивающий  характер: разработка НПА, методик,  регламентов, стандартов и уже после этих этапов запуск первых версий электронных государственных услуг.

В целом все мероприятия, задачи и цель сформулированы довольно грамотно, не противоречат друг другу и направлены на решение проблемы внедрения государственных услуг. Однако не все запланированные мероприятия были достигнуты и не все задачи реализованы, поэтому данная Концепция была продолжена в Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы.

Цель Концепции в сфере внедрения электронных государственных услуг заключается в повышении качества и доступности государственных и муниципальных услуг[7].

Согласно Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде от 25 декабря 2013 были достигнуты следующие результаты в сфере внедрения электронных государственных услуг:

- сформированы основы ведомственной, региональной, а в некоторых случаях и муниципальной инфраструктуры электронного взаимодействия;

- начато формирование общефедеральной инфраструктуры электронного взаимодействия;

- предоставляются услуги, в том числе с использованием межведомственного взаимодействия;
 
- сформированы основы нормативного правового обеспечения использования информационных технологий в деятельности органов (организаций), предоставляющих услуги.

В Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде от 25 декабря 2013 выявлен ряд проблем, связанных с внедрением электронных услуг:

- Медленный процесс внедрения электронных государственных услуг. По состоянию на ноябрь 2013 г. более 4,5 % граждан страны зарегистрированы на Едином портале, в 2010 году - 0,15 %, в 2012 году - 1,8 %. Установленные показатели, в частности повышение к 2018 году до 70  % доли  граждан,  использующих  механизм  получения  услуг  в электронном виде, недостижимы при сохранении текущей динамики.

- Низкая доля опубликованной корректной информации. Доля корректной и актуальной информации о предоставлении услуг на федеральном уровне и формах заявлений, опубликованной на Едином портале составляет 53  % (в 2010 году - 66  %, в 2012 году - 43,5  %).

- Отсутствие проработанных механизмов перевода документов из бумажного в электронный вид. Не созданы удобные и доступные механизмы перевода документов из бумажной формы в электронную, а правовая база предоставления услуг часто не предусматривает электронной формы взаимодействия. Использование электронной формы получения услуг в редких случаях уменьшает для заявителя число посещений органа, предоставляющего услуги, или устраняет необходимость подачи бумажных документов.

- Технические и организационные недостатки. Сформированная инфраструктура электронного взаимодействия недостаточно управляема и имеет ограничения по развитию. Избыточные архитектурные решения ведут к завышенным затратам на поддержку и эксплуатацию дорогостоящего и быстро устаревающего оборудования. При этом в силу принятых проектных и организационных решений рост числа пользователей инфраструктуры электронного взаимодействия и нагрузки на нее ведет к ее неоправданному усложнению, повышенной нагрузке на ее элементы, к росту издержек на поддержку и развитие, снижает надежность функционирования.

- Отсутствие эффекта оптимизации, на который делался расчет. Не проводится оптимизация административных процедур, что не позволяет реализовать преимущества автоматизации. Расходы органов, предоставляющих услуги, на взаимодействие с заявителями, несмотря на значительные бюджетные расходы на информационно-коммуникационные технологии, не сокращаются.

- Отсутствие ориентации на пользователя, получателя государственных услуг. Основной способ удаленного доступа к услугам - Единый портал недостаточно ориентирован на  потребности пользователей. Размещенные на Едином портале услуги практически не могут быть обнаружены через внешние поисковые системы по ключевым словам. Лишь для малого числа услуг реализована возможность предварительного заполнения электронных форм и заявлений. Не налажено информирование заявителей о текущем статусе предоставления услуг[8].

Таким образом, внедрение электронных государственных услуг, электронных способов межведомственного взаимодействия, использование информационно-коммуникационных технологий органами государственной власти – это очень важный и значимый как для государства, так и для всего общества процесс. Учитывая, что в данном направлении работают все развитые государства, а также то, что информационно-коммуникационные технологии уже сейчас показывают свою значимость, а их стремительное развитие говорит и о мощном потенциале их использования, России чтобы быть конкурентоспособной необходимо научиться грамотно применять данные технологии не только в военной сфере, но и в сфере государственного управления, в частности в электронном предоставлении государственных услуг. Исходя из проанализированных документов, можно сделать вывод, что такая работа ведется довольно давно: начиная с 2000-х годов. Однако, как показывает опыт зарубежных государств, они начали проводить подобную работу значительно раньше и по сравнению с РФ делают это более стремительными темпами.


Список использованной литературы:


1)        Осинцев Ю.С Время требует перехода к электронному стандарту//Национальные проекты.-2010.-№7-8.-июль.-С.8-10

2)        Международный опыт эффективных методов предоставления государственных услуг. «Поддержка системы местного управления: гражданское участие и партнерство» [электронный ресурс] // Режим доступа:URL:http://www.undp.uz/uz/download/index.php?type=publication&id=307&parent=5840&doc=113480

3)        Концепция  административной  реформы  в   Российской   Федерации   в 2006- 2010 годах (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4)        Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных имуниципальных услуг на 2011-2013 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г.N 1021-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5)        Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 2516-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6)        Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»


7)        Распоряжение Правительства РФ от 05.10.2005 №1789-р «О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах в плане мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 года//Собрание законодательства РФ.- 2005.-№46.-Ст.4720

8)  Федеральный закон.от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

 

[1] Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

[2] Федеральный закон.от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

[3] Осинцев Ю.С Время требует перехода к электронному стандарту//Национальные проекты.-2010.-№7-8.-июль.-С.8-10

[4] Распоряжение Правительства РФ от 05.10.2005 №1789-р «О концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах в плане мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 года//Собрание законодательства РФ.- 2005.-№46.-Ст.4720

[5] Международный опыт эффективных методов предоставления государственных услуг. «Поддержка системы местного управления: гражданское участие и партнерство» [электронный ресурс] // Режим доступа:                                                                                     
URL:http://www.undp.uz /uz/ download/index.php?type=publication&id=307&parent=5840&doc=113480.

[6] Концепция  административной  реформы  в   Российской   Федерации   в   2006   -   2010 годах (одобрена распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[7]  Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и
муниципальных услуг на 2011-2013 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 г.
N 1021-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[8] Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (утв. распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. N 2516-р). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

 

 

Прочитано 1813131 раз

101387 комментарии

  • Комментировать 우리카지노 Вторник, 16 мая 2023 10:39 написал 우리카지노

    We cautiously selected these operators from the list of on the net casino internet sites.

  • Комментировать tin sex cakhia Вторник, 16 мая 2023 10:33 написал tin sex cakhia

    What's up, after reading this remarkable piece of writing i am too cheerful to share
    my familiarity here with friends.

  • Комментировать Lily’s Garden hack generator online Вторник, 16 мая 2023 10:28 написал Lily’s Garden hack generator online

    If you would like to improve your know-how just keep visiting
    this web site and be updated with the most recent gossip posted here.

  • Комментировать fafaslot Вторник, 16 мая 2023 09:59 написал fafaslot

    I really like your blog.. very nice colors & theme.

    Did you design this website yourself or did you hire someone
    to do it for you? Plz respond as I'm looking to construct my
    own blog and would like to find out where u got this from.
    cheers

  • Комментировать ibl slot Вторник, 16 мая 2023 09:53 написал ibl slot

    Ridiculous quest there. What happened after?

    Thanks!

  • Комментировать svv388 Вторник, 16 мая 2023 09:14 написал svv388

    Hello my loved one! I wish to say that this post is amazing, nice written and include almost all vital infos.
    I would like to look more posts like this .

  • Комментировать Clear Beauty Anti Aging Cream Вторник, 16 мая 2023 08:52 написал Clear Beauty Anti Aging Cream

    Someone necessarily lend a hand to make severely posts I would state.
    This is the very first time I frequented your web page and up to now?
    I amazed with the analysis you made to create this actual post amazing.
    Magnificent process!

  • Комментировать auto สล็อต Вторник, 16 мая 2023 08:47 написал auto สล็อต

    slot auto อีกขั้นของการเล่นCASINOด้วยระบบการเล่นที่มีความนำสมัย เร็วทันใจ มีความปลอดภัยแล้วก็ความยั่งยืนและมั่นคงที่สูง SLOTPLAY138 เปิดให้บริการเว็บตรงไม่ผ่านเอเย่นต์เปิดใหม่ ที่มีระบบการฝากถอนอัตโนมัติที่นักการพนันไม่มีความจำเป็นที่จะต้องส่งสลิปให้Admin ฝากถอนได้ทันใจใช้เวลาเพียง
    5 วินาทีแค่นั้น ทำรายการได้ตลอด
    24 ชั่วโมง ไม่จำกัดจำนวนครั้งสำหรับการฝากถอน ด้วยการประมวลผลโดยAi ทำให้การฝากถอนของเว็บตรง ฝากถอนออโต้จะไม่เกิดข้อผิดพลาดแม้แต่ครั้งเดียว
    ปัญหาจำพวกโอนเงินไม่ตรงบัญชี, โอนเงินผิดจำนวน,
    เงินไม่เข้า จะไม่มีอีกต่อไป สล็อตฝากถอนออโต้ เปิดโอกาสทางการฝากถอนให้สมาชิกได้ทำธุรกรรมทางด้านการเงินหลากหลายวิถีทาง ดังเช่น ธนาคารออนไลน์, แบงค์ภายในประเทศ,
    บัตรเครดิต/เดบิต, โมบายแบงค์กิ้ง รวมทั้งคลิปโตเคอเรนซี เพื่อรองรับทุกท่านที่มีบัญชีสำหรับเพื่อการทำธุรกรรมที่แตกต่าง ทั้งสำหรับผู้ที่ไม่มีบัญชีธนาคารนั้นก็สามารถร่วมสนุกกับ
    เว็บตรง ฝากถอนออโต้
    ทางเรารองรับการฝากถอนผ่านบัญชีทรูมั่นนี่วอเลท (True Wallet) ซึ่งสามารถทำรายการฝากถอนไม่มีอย่างต่ำได้เช่นเดียวกัน เริ่มเพียง 1 บาทเพียงเท่านั้น สำหรับผู้ใดที่ต้องการเล่นสล็อตเว็บตรงกับสล็อต ออโต้ที่มีระบบการฝากถอนออโต้ ต้องเข้ามาเล่นที่นี่เท่านั้น รับประกันว่ามีความปลอดภัย
    ซื่อตรง มั่นคงไม่มีการปิดหนี้สินอย่างไม่ต้องสงสัย เว็บตรง ฝากถอน ออโต้
    ได้เก็บรวบรวมค่ายสล็อตเว็บตรงมาให้สมาชิกได้เล่นมากกว่า 31 ค่ายเกมส์ รวมเกมslot เว็บตรงที่มีให้เลือกเล่นมากกว่า 1,000 เกมส์เลยทีเดียว สมาชิกทุกท่านสามารถเลือกเล่นได้ตามใจชอบ
    ทางพวกเราไม่มีการกำหนดอย่างต่ำสำหรับในการเล่น สามารถเลือกว่าพนันเบทได้ตามที่อยาก เริ่มได้ตั้งแต่หลักหน่วยไปจนถึงหลักหมื่นอย่างยิ่งจริงๆ ยิ่งเสี่ยงมากมายเงินรางวัลยิ่งสูงตามไปด้วย
    สำหรับเว็บไซต์สล็อตออโต้ได้เปิดให้บริการทุกท่านแต่ละวัน ไม่มีทางหยุด สามารถเล่นได้ตลอด 24 ชั่วโมง เกมสล็อตออนไลน์ของเรานั้นสามารถเล่นได้อีกทั้งคอมพิวเตอร์แล้วก็โทรศัทพ์โทรศัพท์มือถือ รองรับทั้งแพลตฟอร์ม IOS
    และAndroid ซึ่งไม่ว่าคุณจะอยู่ไหนของโลกนี้ก็สามารถเล่นเกมสล็อตเว็บตรงได้ และด้วยความพิเศษของ เว็บสล็อต auto ที่ได้พัฒนามาเป็นอย่างดีทำให้ผู้เล่นไม่มีความจำเป็นที่ต้องดาวน์โหลดAPP สามารถเล่นสล็อตออนไลน์เว็บตรงได้หน้าเว็บไซต์หรือบราวร์เซอร์ได้เลย
    สำหรับนักพนันที่ยังไม่มั่นใจสำหรับในการลงทุนสามารถทดสอบเล่นสล็อตได้ฟรี ทางเรามีระบบระเบียบการทดลองเล่นสล็อตให้ทุกท่าน ทดลองเล่นได้โดยไม่ต้องสมัครเป็นสมาชิก ทางพวกเรามีเครดิตฟรีให้แก่ท่านเอาไปเล่นฟรีๆแบบไม่จำกัด สิทธิพิเศษวันนี้สำหรับผู้ที่ยังไม่ได้เป็นพวกกับทาง auto slot สามารถรับโบนัสเครดิตฟรี 100% ได้เพียงแต่ลงทะเบียนเป็นสมาชิกใหม่เข้ามาเล่นกับเราเท่านั้น รีบสมัครได้เลยวันนี้auto สล็อต

  • Комментировать situs togel resmi Вторник, 16 мая 2023 08:41 написал situs togel resmi

    Thanks for every other great article. The
    place else could anybody get that type of information in such
    an ideal means of writing? I have a presentation next week, and I'm at
    the look for such info.

  • Комментировать agencias de modelos masculino Вторник, 16 мая 2023 08:35 написал agencias de modelos masculino

    material incrível .Muito objetivo e de simples compreensão .
    top !

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены

Наши партнеры